У истоков дизайна

Подготовительный этап развития принципов технического


Подготовительный этап развития принципов технического формообразования закончился. К концу 20-х годов XX столетия машинная среда становится постоянной средой человека, а форме машин уделяется должное внимание и конструкторами и учеными. Интенсивно развивается и укрепляется дизайн, непосредственной целью которого и является формообразование массовой промышленной продукции. Профессия дизайнера получает все большее призвание.
Как мы выяснили, художественное конструирование имеет свои корни как в искусстве, в художественной деятельности человека, так и в самом развитии техники – в теоретической и практической механике, в инженерном творчестве. Определенную роль в становлении дизайна играли также и социально-экономические факторы.
Историческое исследование развития машинной формы показало нам, что она никогда не бывает полностью идентична функции, а будучи порождением последней, обладает определенной самостоятельностью и несет наряду с функциональной и конструктивной особую, только ей присущую информацию. В форме машины мы прослеживаем элементы ее социальной сущности, в какой-то степени в ней отражается дух эпохи; форма позволяет установить генезис конструкторской идеи, уловить национальные черты, а также связи с живой природой и заимствования из нее. Изучение развития машинной формы раскрывает новые стороны связей между миром машины и миром ее создателя – человека.
Если представить историю техники в виде подвижной системы с обратной связью человек – машина, где человек понимается как совокупность биологических и социальных свойств, а машина – как некий научно-технический комплекс, вся же система непрерывно меняется качественно и количественно, то легко убедиться, что история техники есть процесс все большего усовершенствования работы системы за счет использования новых резервов, постепенно открывающихся в обеих ее составляющих, взаимосовершенствующих и обогащающих друг друга.
Система человек – машина существует с того времени, как существует машина. Однако до недавнего времени процесс проектирования касался только технических средств системы. Пока технические средства и системы были относительно несложными и недорогими, необходимое взаимодействие системы обеспечивалось личным опытом и здравым смыслом конструктора. Постепенное усложнение систем и их функций, увеличение скоростей, усложнение условий эксплуатации, повышение требований к их надежности, резкое удорожание как самих систем, так и ошибок функционирования привели к необходимости перестройки и самих систем, и их компонентов. Порочность исключения «человеческого фактора» становилась все более очевидной. Именно на этом этапе начинается исследование влияния «человеческого фактора» на интенсивность работы системы.
Развитие техники привело к созданию настолько совершенных машин, что значительная часть сбоев в работе систем стала происходить «по вине» человека, поскольку все возрастающая эффективность технических средств ставила перед оператором сложнейшие задачи, часто превышающие его возможности. Человек стал снижать эффективность работы системы.
В такой интерпретации дизайн есть не что иное, как выявление еще одного резерва совершенствования этой системы, когда используются не только физиологические и интеллектуальные возможности человека, но и его эмоциональные свойства, его чувственное восприятие, а значит, «начинает работать» и эстетическое чувство. На заре развития техники резервы усовершенствования системы человек – машина черпались в основном в улучшении технических параметров: повышении мощности, увеличении числа рабочих органов, совершенствовании технологии, развитии технических наук, за счет внедрения принципиально новых технических достижений и т.д. Теперь же стало необходимым активно совершенствовать машину, учитывая интересы работающего на ней человека, и основная роль здесь отводится дизайну.
Литература:
  • Витрувий М. Десять книг об архитектуре. М., Соцэкгиз, 1936 г.
  • Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. Пер. В.П. Зубова. М., Изд-во Всесоюз. акад. архит., 1935 г.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
  • Смайльс С. Биографии промышленных деятелей. СПб., 1872 г.


  • Кирпичев В.Л. Значение фантазии для инженеров. СПб., 1903 г.
  • Reuleaux F. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885 г.
  • Reuleaux F. Uber den Maschinenbaustil. Braunschweig, 1862 г.
  • Loos A. Ins Leere gesprochen. Bd. 1. Wien, 1931 г.
  • «Автомобиль», 1910 г., №12, с. 3042.
  • Циолковский К. Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина. М., 1895 г.
  • Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906 г.
  • Сидоров А.И. Основные принципы проектирования и конструирования машин. М., «Макиз», 1929 г.
  • «Декоративное искусство СССР», 1965 г., №2
  • Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., «Образование», 1910 г.
  • Арватов Б. Искусство и классы. М. – Пг., Госиздат, 1923 г.
  • Аронов В. Школа Ван де Вельде – предшественник Баухауза. – «Техн. эстетика», 1967, №9.
  • Боголюбов А.H. История механики машин. Киев, «Наукова думка», 1964.
  • Буров А. Об архитектуре. М., Госстройиздат, 1960.
  • Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. Вып. 2. М., «Искусство», 1970.
  • Воронов H., Шестопал Я. Эстетика техники (Очерки истории и теории). М., «Сов. Россия», 1972.
  • Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Пер. с англ. М., ИЛ, 1960.
  • Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., «Искусство», 1970.
  • Гропиус В. К художественному синтезу культуры. – «Декоративное искусство СССР», 1965, №4.
  • Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М. – Л., Изд-во АН СССР, 1947.
  • Долматовский Ю.А. Повесть об автомобиле. М., «Мол. гвардия», 1958.
  • Загорский Ф.H. Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века. М. – Л., Изд-во АН СССР, 1960.
  • Земпер Г. Практическая эстетика. М., «Искусство», 1970.
  • Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М. – Л., Изд-во АН СССР, 1961.
  • Кантор К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. М., «Искусство», 1967.
  • Космодемьянский А.А. Очерки по истории механики. Изд. 2-е. М. «Просвещение», 1964.
  • Костомаров В.М. Из деятельности русского технического общества в области машиностроения. М., Машгиз, 1957.
  • Монмоллен М. Системы «человек и машина». Пер. с франц. М., «Мир», 1973.
  • Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., «Искусство», 1971.
  • Сидоров А.И. Очерки из истории техники. Вып. 2. М., Гостехиздат, 1928.
  • Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., «Наука», 1967.
  • Уварова Л.И. К вопросу о конструировании машин в XVIII веке. – В кн.: Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. Т. 45. История машиностроения. М., Изд-во АН СССР, 1962.
  • Содержание раздела